Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Дата: 28 июня 2017 в 12:55, Обновлено 30 декабря 2022 в 15:33

Выпускнику на заметку

«А кем будешь ты?»

5 самых востребованных профессий в Беларуси звучат следующим образом:

1.Специалисты из сферы IT. Люди данных профессий не только высоко оплачиваемы, но и востребованы, так как всемирная паутина сегодня все чаще является объектом коммерции, давая рабочие места людям из сферы IT- технологий.

Список востребованных профессий в сфере IT:

html-верстальщик;

web дизайнер;

web-программист;

контент-менеджер;

программист 1С;

тестировщик ПО;

системный администратор.

  1. .

Разноуровневые рабочие из области строительства стремятся получить свой достойный заработок за границей. Поэтому нехватка таких специалистов в Беларуси становится все ощутимей. Вместе с востребованностью растут и зарплаты.

Рассматривая профессии востребованные в будущем, нельзя не отметить сотрудников производств и сферы «рабочий персонал»:

•        водитель;

• электрогазосварщик;

•        монтажник;

•        слесарь-ремонтник;

•        электромонтер;

•        арматурщик;

•        плотник;

•        бетонщик;

•        каменщик;

•        штукатур.

3.Работники медицинской сферы.

Все, начиная от медсестер и фельдшеров и заканчивая высококвалифицированными докторами, вряд ли смогут остаться без работы, ведь в стране сейчас сильная нехватка специалистов медицинской сферы. Рейтинг востребованных профессий в медицине выглядит следующим образом:

  • стоматолог;
  • терапевт;
  • педиатр;
  • гинеколог;
  • невролог;
  • хирург;
  • уролог;
  • эндокринолог;
  • психиатр;
  • дерматолог.

4.Специалисты из сферы инженерии.

Инженеры стали высоко ценится еще с 19 века, когда человечество стало постепенно переходить к веку индустриальному. Скорее всего, востребованность инженеров в Беларуси не будет падать еще долгие годы. 

5.Работники торговли.

Продавцы, кассиры, контролеры торгового зала постоянно требуются в связи с постройкой новых крупных торговых центров, гипермаркетов, дискаунтеров.  Торговля в нашей стране, особенно в крупных городах, стремительно развивается,

поэтому тенденция востребованности данных профессий будет только расти.

Сфера продаж и рекламы

Работодатели готовы платить высокую зарплату только тем сотрудникам, которые действительно приносят пользу компании. Специалисты по работе с клиентами как раз относятся к этим сотрудникам и могут рассчитывать на достойный оклад даже в период кризиса.

Самые востребованные профессии 2016 года в сфере продаж и PR возглавляют:

  • менеджер по продажам;
  • руководитель отдела продаж;
  • менеджер по развитию бизнеса;
  • бренд-менеджер;
  • менеджер по работе с клиентами.

Наименее востребованные профессии, обладатели которых чаще остальных находятся в поиске работы:

1.Экономист. Переизбыток молодых людей с дипломом экономиста все растет, поэтому им все сложнее найти достойное место работы. Чтобы уменьшить поток выпускников, желающих получить данную специальность, с каждым годом увеличивается проходной балл на соответствующие факультеты в ВУЗах.

2.Бухгалтер. То же самое можно сказать и про бухгалтеров, слишком много специалистов, слишком много людей в поиске работы. И это если учесть тот факт, что каждой организации нужен бухгалтер.

3.Юрист. Юристы, адвокаты, нотариусы, благодаря тому, что их слишком много, часто не могут определиться с местом работы.

4.Секретарь-референт. Желающих получить уютное место в приемной у босса пруд пруди, многие и занимают быстро свободные ниши. А вот квалифицированные специалисты в области документоведения часто не могут подобрать хорошее место работы.

5.Специалист по кадрам. Здесь ситуация аналогичная с секретарями.

Выбирая профессию, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к педагогу – психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, при возможности проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Успехов!

Интересно знать:

«Список профессий, появившихся в Беларуси за последние годы»

Агент банка

Представитель банка; производит поиск клиентов, нуждающихся в банковских услугах, составляет договоры об обслуживании, согласовывает требования банка и клиента.

Агент по закупкам (продажам)

Производит анализ рынка товаров для поиска поставщиков (покупателей), оформляет договоры на поставку, контролирует хранение, транспортировку и своевременное получение грузов.

Агент торговый

Представитель торговой фирмы, предлагает покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

Аквизитор

Сотрудник или агент транспортных или страховых предприятий, в обязанности которого входит привлечение новых грузов или страхований.

Брокер

Посредник при заключении сделок. Анализирует рынок (товаров, услуг, ценных бумаг), находит потенциальных покупателей и продавцов, организует их взаимодействие, содействует проведению переговоров. Действует по поручению и в интересах клиентов, получая от них вознаграждение.

Декоратор

Специалист по убранству зданий, помещений. Художник, занимающийся художественным оформлением театральных постановок, съемок, представлений средствами живописи, графики, архитектуры, освещения и постановочной техники.

Детектив частный

Осуществляет на договорных началах оперативно-розыскные мероприятия. Необходима лицензия на частную детективную деятельность.

Дизайнер

Разрабатывает художественно-конструкторские проекты, подбирает отделочные материалы, детали внешнего оформления, проводит объемно-пространственное и графическое проектирование с разработкой компоновочных и композиционных решений. Готовит данные для экономических расчетов и техническую документацию. Осуществляет авторский надзор.

 Дилер

Занимается куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров. Действует от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера формируется из разницы цен (курсов) продавца и покупателя, а также за счет изменения цен (курсов).

Дистрибьютер

Проводит анализ местного рынка (покупательной способности населения в своем регионе, его социального и возрастного состава), занимается микромаркетингом, работает с конкретными людьми: рекламирует товар, используя знание психологии личных продаж. Несет материальную ответственность за товар, полученный на реализацию, ведет материальную и финансовую отчетность.

Имиджмейкер

Специалист, формирующий образ какого-либо лица (явления, предмета) для оказания им эмоционально-психологического воздействия при достижении политических, популяризаторских, рекламных и других целей.

Колорист

Специалист по расцветке тканей, квалифицированно использует и сочетает краски.

Консультант по управлению

Разрабатывает план-проект реструктуризации предприятия, предлагает новую или дополняет уже ведущуюся политику управления персоналом, проводит экспертизу и помогает в создании системы корпоративных ценностей фирмы. Участвует в аттестации персонала, анализирует должностные инструкции и предлагает критерии подбора персонала.

Крупье

Банкомет в игорном доме, следит за игрой, выдает участникам их выигрыш и забирает проигранные деньги.

Логистик

Отслеживает перевозки (авто-, авиа-, морские), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную очистку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты.

Маркетолог

Анализирует маркетинговую ситуацию (положение на рынке товаров или услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определения структуры рынка и стимулирования сбыта, решения вопросов ценообразования и выявления наиболее эффективных регионов сбыта и времени его начала, контролирует их выполнение. Проводит статистическую и аналитическую обработку результатов, дает рекомендации по увеличению объема продаж, ценообразованию, рекламной политике.

Топ-менеджер

Занимается стратегическим планированием (анализирует перспективы развития фирмы, выделяет наиболее оптимальные и прибыльные направления деятельности), координирует работу менеджеров по развитию.

Брэнд-менеджер

Производит планирование, реализацию, контроль и анализ продвижения товара.

Менеджер по оптовым продажам

Изучает состояние рынка и определяет регион сбыта, формирует ассортимент товаров, имеющих спрос в данной местности. Находит клиентов (или организует дилерскую сеть), заключает договоры, следит за их выполнением. Анализирует состояние рынка, планирует продажи, предлагает изменения регионов сбыта или ассортимента. Контролирует деятельность дилерской сети агентов.

Офис-менеджер

Организует работу офиса, принимает посетителей, руководит работой персонала офиса, осуществляет административные и хозяйственные функции.

Менчердайзер

Специалист по наиболее эффективному размещению товаров и торгового оборудования в помещении. Анализирует динамику продаж, дает рекомендации по рекламному оформлению помещений, дизайну интерьера, закупкам торгового оборудования.

Оценщик недвижимости

Производит оценку объектов собственности для купли-продажи квартир, дач, земельных участков, страхования имущества, получения кредита, уплаты налогов; оценку и переоценку недвижимости, машин и оборудования; переоценку основных фондов предприятий. Проводит экспертизу, составляет заключение об оценке.

Рекрутер

Находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, заключает договоры. Производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места, представляет соискателей работодателю. Формирует банк данных лиц, занимающихся поиском работы.

Риэлтер

Специалист по аренде, покупке, продаже недвижимости.

Что  необходимо учитывать при выборе профессии?

При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:

  • (избирательную направленность личности на оп­ределенные области познания);(Важно оценить, что это — просто заинтересованность или устойчивый профессиональный интерес. Профессиональ­ными считаются интересы, которые связаны с жизненны­ми профессиональными планами.)
  • (предрасположенность, потребность занимать­ся тем или иным трудом);
  • (индивидуально-психологические особеннос­ти личности, являющиеся условием успешного выполне­ния какой-либо продуктивной деятельности);
  • (побудительные причины к какому-либо дейст­вию);
  • (пригодность к чему-либо);
  • (средства, условия, обстоятельства, необходи­мые для чего-либо);
  • природные особенности (темперамент);
  • потребности общества в избираемой профессии.

Ошибки, сопутствующие выбору карьеры:

  • увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;

2) выбор профессии из соображений престижности (популяр­ности) в обществе;

3) только на основании высокой оплаты труда;

4)  под влиянием ближайшего окружения, без особых собст­венных желаний;

5) отождествление учебного предмета с профессией;

6)  перенос позитивного отношения к человеку — представи­телю той или иной профессии на саму профессию;

7) выбор профессии «за компанию» с друзьями;

8)  неумение (без учета индивидуальных особенностей) разо­браться в своих личностных качествах (склонностях, спо­собностях, подготовленности и т.д.);

9) незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;

10) предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостой­ными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)

Рекомендации родителям по профориентации

 1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

 4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

  

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом более 1 200!

(Обратите внимание: занятия в большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.