«Советы молодому педагогу»
- Берегите мир в классе.
- Никогда не приходите на урок без подготовки.
- То, что задаете наизусть, должны знать наизусть сами.
- Готовясь к уроку, определите для себя прежде всего то, что Вы должны повторить.
- При ответах учащихся следите за тем, чтобы они выговаривали слова ясно и отчетливо и чтобы все учащиеся слышали отвечающего.
- Никогда не проводите урок в раздраженном состоянии. Сделайте небольшой перерыв и, успокоившись, продолжайте дальше.
- Вопросы, которые Вы предлагаете, должны относиться ко всем учащимся. Поэтому после каждого вопроса делайте небольшую паузу и только тогда вызывайте отдельных учащихся. Обращаться к учащимся лучше по имени.
- К участию в уроке нужно привлечь каждого учащегося.
- Никогда не обучайте и не спрашивайте подолгу только одного учащегося, оставляя других без внимания.
- Если на какой-либо вопрос несколько учащихся совсем не ответят или ответят неверно и только затем последует правильный ответ, то можно повторить его самому или попросить повторить кого-нибудь другого. Не забывайте отметить удачный ответ.
- Если учащийся не может дать правильный ответ, спрашивайте другого; но если поймете, что это бесполезно, то не заставляйте учащихся отвечать попусту.
- Никогда не спрашивайте о том, что учащиеся еще знать не могут. Вы должны твердо помнить, что могут и должны знать учащиеся из пройденного курса. Мало чести для Вас, если учащиеся ответят: «Мы этого еще не учили».
- Избегайте вопросов, на которые может или должно последовать лишь «да» или «нет».
- Не перебивайте учащегося при первом неполном или не вполне правильном выражении, дайте ему окончить предложение.
- Не расхаживайте по кабинету, выберите себе раз и навсегда определенное место, откуда и учащимся хорошо Вас видно, и Вы можете видеть всех учащихся.
- Всегда ведите себя как образованный человек; никогда не позволяйте себе по отношению к учащимся никаких вульгарных выражений.
- Избегайте всяких замечаний относительно положения, материального состояния, жизни отца или матери учащегося.
- У Вас не должно быть ни любимых, ни нелюбимых учащихся.
- Всегда помните, что Вы должны не проявлять свое красноречие, а суметь «разговорить» своих учащихся.
- Старайтесь пробудить в учащихся интерес, и тогда не потребуется особенных усилий для поддержания дисциплины в группе.
- Не рассчитывайте на быстрый успех. Не раздражайтесь, не будьте нетерпеливым, не падайте духом. Ищите причину недостаточного успеха, главным образом, в себе.
- Будьте правдивы с учащимися. Если при преподавании или при исправлении работы сделаете какую-нибудь ошибку, то признайте ее тотчас и докажите учащимся, что истина стоит выше Вас. Это сделает Вам честь как человеку, преподавателю и воспитателю, а на юные души произведет незаметное, но самое благотворное влияние.
- Никогда не объявляйте учащегося неисправимым относительно нравственности или успешности.
- Если во время урока учащийся нарушает дисциплину, то не раздражайтесь, помните, что он учащийся. Попробуйте «призвать к порядку» пристальным взглядом; только в том случае, если это окажется бесполезным, обратитесь к нему с замечанием.
- Наказания, дозволенные законом, в Вашем распоряжении. Однако последуйте доброму совету - постарайтесь обходиться во время уроков вообще без всяких наказаний.
- Не задавайте домашней работы учащимся вместе со звонком, следите за тем, чтобы каждый учащийся правильно записал домашнее задание.
- Если Вы берете на проверку письменные работы учащихся, сразу же удостоверяйтесь в опрятности тетради; работы, выполненные неряшливо и небрежно, должны быть переписаны. На каждой письменной работе должна быть обозначена дата выполнения.
- К письменным работам, задаваемым в группе, учащиеся должны быть тщательно подготовлены. Следите за тем, чтобы учащиеся не списывали друг у друга.
- Тщательно проверяйте работы учащихся, обращая внимание на то, исправлены ли ошибки в предшествующей работе. Все замечания, которые Вы делаете, пишите ясно и отчетливо.
- Возвращайте работы учащимся всегда в срок.